1991 год звучит так
В 1991-м, вслед за Виктором Цоем, ушёл в иной мир ещё один яркий рок-фронтмен - Фредди Меркьюри, лидер группы Queen, несколько лет боровшийся с ВИЧ-инфекцией. Последняя песня, которую группа записала с Фредди - нетленка "Show must go on". Возможно сейчас именно эта вещь в первую очередь ассоциируется с Квинами у людей моего поколения.
Ну а с началом нового десятилетия постепенно на передний план выходят новые персонажи. Причём, если в 1980-х лидерами музыкальной культуры явно были европейцы, игравшие синти-поп, то теперь настало время американской рок-музыки. Помимо уже давно знакомых нам рокеров из Metallica здесь можно упомянуть Guns'n'roses, Red hot chili peppers, R.E.M., но раз уж речь зашла о новом поколении музыкантов, то в первую очередь я говорю о группе Nirvana. В 1991-м у Нирваны вышел уже второй альбом, который и принёс коллективу известность. А под песню ''Smells like teen spirit'' люди до сих пор тусят в ночных клубах. Рокеры нового поколения явно отвергали все электронные примочки и делали ставку на драйв. Многое в их музыке напоминало панков из 1970-х: половина их песен звучит совершенно безобразно, эстетическое удовольствие от прослушивания стремится к нулю, зато искренности и энергетики хоть отбавляй.
Новые герои представляют и европейскую поп-музыку. К примеру, со своим вторым альбомом очень успешно выстрелила эпатажная шведская троица Army of lovers. Впрочем, этих троих сложно назвать просто музыкантами - это был целый театр. Александр Бард и его компания выступали в костюмах, похожих на наряды XVIII века, вставляли в песни фразы на французском языке и разными другими способами намекали на эротичность своего образа (которая, впрочем, не была такой уж явной: времена были другие, тогда просто так не раздевались, это сейчас всё слишком прямолинейно).
Большого успеха, наконец, добился британский дуэт Erasure. Создателем этого музыкального проекта был Винс Кларк - основатель групп Depeche mode, Yazoo и Assembly. Помню, в моём детстве часто показывали по телевизору их клип "Love to hate you". Долгое время я путал их с Modern talking, был очень удивлён, когда на полном собрании сочинений этого немецкого дуэта песню "Love to hate you" не обнаружил...
Что касается СССР, то 1991-й год стал годом распада страны. Во многих песнях русских рокеров того времени отчётливо слышится критика Перестройки и её негативных последствий, отразившихся на жизни народа. Даже Алла Пугачёва проехалась по талонной системе. Впрочем и для развлекательной музыки нашлось место, и здесь было тоже много новых имён. Я из того времени хорошо помню песни молодого Олега Газманова. А ещё в свои три года я точно был поклонником группы Дюна (хотя мне совершенно не понятно было, о чём они вообще пели).
Обязательно хочу упомянуть здесь и коллектив Технология - новый проект продюсера Юрия Айзеншписа, за который он взялся после распада группы Кино. Технологию называют "русскими Depeche mode", что очень даже похоже на правду. Команда Романа Рябцева не только подражала звучанию своих британских коллег, но и часто писала песни на те же сюжеты. К примеру, сюжет самого известного хита Технологии - "Нажми на кнопку" отдалённо напоминает "Enjoy the silence", а песня "Шутник" - определённо является контрафактным вариантом "Blasphemous rumours". Хотя, конечно, надо отметить, что результат получился очень неплохой, и послушать это стоит. В связи с открытием железного занавеса, к западным музыкантам у наших был тогда повышенный интерес, поэтому, наверное, в таких подражаниях нет ничего удивительного.
Что ж, на этом пока всё. Если вы считаете, что в этом посте не хватает чего-то важного из 1991-го года, выложите, пожалуйста, в комментариях)
#времязвучит